В каких случаях при записи требуется директ-бокс для гитары? Среди гитаристов часто встречается мнение, что практически всегда при студийной или домашней записи гитары нужно использовать эту «волшебную» коробочку. Давайте разбираться.
Директ-бокс на сцене
Одно из распространенных применений этого устройства – во время концертных выступлений. Некоторые музыкальные инструменты, такие как электрогитара, традиционно подключаются к оборудованию при помощи несимметричного кабеля. Даже очень качественный кабель такого типа неминуемо пропускает достаточно заметные электромагнитные наводки, которые после прохождения через цепи «перегруза» в гитарном усилителе становятся слышны в динамике гитарного кабинета и громкость таких помех может быть сравнимой с громкостью полезного сигнала. Разумеется, можно воспользоваться гитарным шумоподавителем, но это устройство не может считаться панацей и фактически маскирует шумы только в паузах.
Поскольку наблюдается прямая связь между длиной гитарного кабеля и уровнем электромагнитных помех, которые он улавливает, существует естественное ограничение на длину кабеля. Вы можете возразить, что длинный кабель легко заменим радиосистемой. Но гитарные радиосистемы высокого качества до сих пор стоят довольно дорого и доступны не для всех гитаристов. К тому же не во всех случаях их использование удобно для звукорежиссера концертной площадки. В том случае, если на сцене отсутствуют гитарный или бас-гитарный усилитель, а такое встречается в небольших клубах, гитара или бас гитара включается напрямую, либо через педаль эффектов, в микшерный пульт (в том числе – через мультикор). Но поскольку микшерный пульт даже в небольшом клубе может быть расположен на значительном расстоянии от сцены, требуется решить проблему проникновения наводок через несимметричный кабель. Похожая ситуация возникает, когда гитара подключается к гитарному усилителю, но требуется также параллельно передать необработанный гитарный сигнал на пульт, например для записи и последующего реампинга. И вот тут на помощь приходит директ-бокс (ди-бокс или di-box). Основная функция этого устройства – преобразование несимметричного сигнала звуковой частоты в симметричный.
Для справки: симметричный (balanced) метод передачи звукового сигнала позволяет избавиться от значительной части помех благодаря использованию в кабеле дополнительного проводника. Если в несимметричном кабеле применяются только два проводника: сигнальный и земляной, то в симметричном их 3: прямой, инверсный и земляной. Благодаря тому, что полезный сигнал одинакового уровня передается по прямому и инверсному проводникам в противофазе, электромагнитные помехи в приемнике балансного сигнала (это может быть трансформатор, либо полупроводниковое устройство) просто взаимно вычитаются.
Коммутация может быть реализована так: через симметричный кабель (в том числе в составе мультикора) к мишерному пульту подключается директ-бокс. А уже к директбоксу кабелем длиной до нескольких метров подключается электрогитара, бас-гитара, либо другой электромузыкальный инструмент, не имеющий симметричного выхода.
Директ-бокс для записи гитары
Второе свойство этого устройства – способность согласовывать электромузыкальные инструменты и устройства обработки звукового сигнала с различным сопротивлением. Что это означает на практике? Если вам нужно подключить электрогитару к звуковой карте, на которой, помимо микрофонного входа, имеется только линейный вход, при подключении к этому линейному входу вы получите недостоверную передачу звукового сигнала. Выражаться это может, например, в падении уровня низких частот. Если звуковая карта оборудована дополнительно специальным «инструментальным» входом высокого сопротивления – то проблем нет, подключайтесь и записывайтесь. Но если, всё же, такого входа нет? В этом случае можно воспользоваться директ-боксом, подключив его к симметричному микрофонному входу. Гитара, соответственно подключается к директ-боксу через несимметричный вход. Проблема устранена: ди-бокс согласовывает устройства с различным сопротивлением. Зачастую при этом требуется уменьшить уровень сигнала от электрогитары. Это делается при помощи переключателя аттенюатора, которым обязательно должен быть оснащён ди-бокс для применения в подобной ситуации.
По какой-то причине некоторые гитаристы решили, что директ-бокс – просто обязательный элемент, используемый между гитарой и звуковой картой при записи звука напрямую, без гитарного усилителя или гитарного процессора. Но это не так. Если звуковая карта оборудована инструментальным входом, и расстояние от источника звукового сигнала до звуковой карты – всего несколько метров, нет никакой необходимости в применении di-box.
Виды ди-боксов
Сегодня директ-боксы выпускаются под самыми разными брендами в различных ценовых категориях. Но разделить их можно, прежде всего, на 2 вида: пассивные и активные
Пассивные директ-боксы
В основе конструкции такого устройства – трансформатор. Пассивные ди-боксы не требуют питания. Считается, что они отличаются лучшей перегрузочной способностью по сравнению с активными моделями. Также принято считать, что пассивные ди-боксы не очень подходят для работы с источниками слабого звукового сигнала. Можно ли таковым источником считать электрогитару? Не всегда. Современные звукосниматели позволяют получать сигнал вполне достаточного уровня для нормальной работы с пассивным di-box. Но возможны и исключения, например, работа на крупных концертных площадках, где используемый симметричный кабель может быть достаточно длинным, что предполагает заметное падение уровня сигнала при передаче.
Активные директ-боксы
Активные ди-боксы, являются, по сути, еще и предусилителями. Эти устройства питаются от батареи, либо фантомного питания. Соответственно, при работе с источниками слабого сигнала звуковой частоты такие di-box – отличный вариант. Впрочем, использование активных дибоксов с источниками относительно мощного сигнала также вполне возможно. При записи гитарного di-сигнала через относительно недорогой активный директ-бокс с целью последующего реампинга будьте готовы к тому, что при сильном «перегрузе» гитарного усилителя вы услышите в динамике ярко выраженное шипение. Такое возможно из-за применения недорогой элементной базы, и, соответственно, невысокого отношения сигнал/шум в активных di-box нижнего ценового диапазона.
Дополнительные функции
Помимо упомянутого выше аттенюатора (англ. Pad), позволяющего ослаблять сигнал при необходимости, в ди-боксе могут быть предусмотрены следующие функции:
Тhru – дополнительный выход, позволяющий подключать гитару к усилителю через несимметричный канал одновременно с подключением к другому устройству (микшерному пульту, звуковой карте) через симметричный канал.
Polarity Invert – функция позволяет изменять фазу сигнала на противоположную.
Ground-lift – переключатель, позволяющий отключить «землю» прибора от «земли» сигнала. На практике это может помочь избавиться от гула, который слышен в динамиках из-за возникновения так называемой «земляной петли».
Filter – как правило, так обозначается фильтр высоких частот, позволяющий, при включении, ослабить НЧ-составляющую сигнала.
На этом, пожалуй, можно заканчивать. Надеемся, теперь у вас не осталось вопросов по поводу того, что такое директ-бокс для гитары, и когда он нужен.